Как известно, «рок-н-ролл рожден в одна тысяча девятьсот с половиной лет» в США. Название этого направления появилось с легкой руки, а точнее языка, Алана Фрида. С тех пор много воды утекло.
И Россия, тогда еще Советский Союз, спустя лет 15-20 после этого, тоже обзавелась своими рок-командами. Например, такие как «Рубиновая атака» или «Ветры перемен», в основе творчества которых лежа-ло подражание либо перепевание образцов западной музыки. Время шло, менялись ценностные ориентиры. Постепенно, шаг за шагом, формируется уникальное явление, которое гордо именуется русский рок. Пионерами, определившими его развитие, стали такие коллективы, как «Машина времени», «Воскресение», «Аквариум», «Зоопарк». Они создали так называемые «ленинградскую» и «московскую» школы. Но цель моей статьи отнюдь не пересказ история становления русского рока, поэтому я позволю себе перескочить лет этак через 25-30 и чудом перенестись в настоящее.
Вот, мы на месте. Рубеж веков, более того – рубеж тысячелетий. Россия. Что мы име-ем?? Неподдающееся подсчету количество абсолютно разноплановых групп, солистов-вокалистов и инструменталистов, радиостанций, избравших в основном развлекатель-ную направленность, поэтому главное оружие в их арсенале – музыка. Встречаются в России и музыкальные каналы, но гораздо реже. Зато велико число площадок: от не-больших «школьных актовых залов» человек на 50-100 до Дворцов спорта и стадионов, являющихся по большей части примерами советского зодчества и рассчитанных на де-сяти- и более тысячную аудиторию. В общем, все условия для развития музыкальной индустрии есть, и она, на радость многим, развивается.
Обернувшись на десятилетия три назад, можно заметить, что появление именно рус-ских самобытных групп (я имею ввиду группы, которые в качестве приоритетного для себя выбрали русский язык) было реакцией на окружающую действительность. Их пес-ни частенько были на социальные темы. А что же теперь?? «Железного занавеса» давно нет, страной правит доморощенная демократия, а потому социальные темы куда-то пропали. Теперь практически все поют о любви, будто это так просто. Если Вы пишите о любви, то куда же делась блоковская Прекрасная Дама, тончайший пушкинский ли-ризм?? Куда?! Почему у Вас такой корявый слог, словно слова идут не из сердца, а из, извините за грубость, заднего прохода. В подтверждение этого тезиса я приведу только одну строчку из песни молодой группы, претендующей на звание «брит-поп команды»:
…я, по ходу, очень сильно тебя люблю…
Что это за ужас?!
Ладно, забудем об этом, как о страшном сне (к сожалению, это не единственный при-мер).
Существует такое привлекательное средство художественной выразительности, име-нуемое метафорой. Думаю, всем известно, что это такое – объяснять не стоит. Почему-то именно метафора была выбрана современными стихоплетами. С одной стороны, ме-тафора – вещь очень хорошая, в умеренных дозах (именно в умеренных!!) может зна-чительно украсить текст, тем более, если это поэтический текст. Но с другой – разве это нормально, когда одна метафора накладывается на другую, при этом внутри этой «мат-решки» пустота. С трудом пробиваешься сквозь словесные дебри, надеясь в итоге доб-раться до истины, до самой сути. Но ничего этого не обнаруживаешь, зато сколько бы-ло пафоса и как красиво все украшено. Вот и пример:
В воздухе таят осколки разбитой посуды,
Тянутся долго и долго секунды…
Можно долго думать и гадать, что же здесь сокрыто, но все попытки будут тщетны. Увы!.
Слушаешь это всё, слушаешь и думаешь: «Куда мы идем?..» Тексты день ото дня хуже, музыки не существует по факту (жанр песни, действительно, предполагает сугубо лишь аккомпанемент), голоса у парней с «типичной бритпоповской внешностью», как у ко-тов, которым срочно надо кошку. Они, то есть парни, будто устраивают соревнования: кто возьмет ноты повыше, при этом издав как можно больше писка, скрипа и ора. Зато шоу-бизнес расцветает: все покупается и продается…
Show must go on!!
PS. Не все так ужасно. Русский рок существует. Сейчас просто не самый лучший его период.
Устюжанина Полина
[email protected]
Разделы:
Дополнительные разделы: