По данным газеты New York Times, Пентагон приступил к созданию собственного интернета - war net, который будет использован для войн будущего. Программа с бюджетом более чем в $200 млрд рассчитана на 20 лет, однако ее результат эксперты называют непредсказуемым.
То, что будет на выходе программы war net, напоминает компьютерную игру-стратегию наподобие War Craft. Цель Пентагона - обеспечить командиров американских войск целостной "картинкой", на которой будет отображена диспозиция, приказы и план битвы "сверху". Как заявил в конце прошлой недели на заседании в конгрессе чиновник ВВС США Питер Титс, war net позволит "морским пехотинцам, сидя в Хаммере, в незнакомой стране, под проливным дождем, открыть свои ноутбуки, запросить картинку, и уже через несколько секунд она загрузится со спутника-шпиона".
Кодовое название war net - Global Information Grid (GIG, глобальная информационная сеть). Как выяснила New York Times, основы GIG были заложены еще шесть лет назад, а первые испытания прошли в октябре 2004 года.
По оценке военного ведомства США, на полномасштабное развертывание системы уйдет до двадцати лет и "сотни миллиардов долларов". Скептики говорят, что их пугают эти цифры, а для воплощения задумки в жизнь придется преодолеть ряд серьезных технологических препятствий. Винт Серф, один из творцов интернета, а ныне - консультант Пентагона по war net, заявил New York Times, что вряд ли эта мечта является реалистичной: "Хочу убедиться, что это не галлюцинация. Это одна из вариаций на тему "Звездных войн", когда политики говорят "Давайте построим эту систему", а технология тем временем плетется где-то позади. Нет ничего плохого в том, чтобы иметь такие амбициозные цели. Просто нужно соизмерять их с реальностью".
Самое узкое место war net - скорость передачи данных, то есть то, как быстро данные со спутников будут переданы бойцам. Согласно оценкам Rand Corporation, потребуется скорость, в 40-50 раз большая, чем та, на которую могли рассчитывать американские военные в Ираке. Идеал - чтобы данные объемом с три полнометражных фильма в цифровом формате загружались на терминал военнослужащего за 1 секунду.
Масштабная реализация таких требований современными техническими средствами невозможна. Поэтому в Пентагоне рассчитывают на инновационные разработки, в которые и будут инвестированы деньги. Часть расходов являются секретными, однако несколько миллиардов долларов на развитие GIG уже потрачена. Только обеспечение связи, поддержка сети в течение следующих пяти лет обойдется американским налогоплательщикам в $24 млрд (в сегодняшних ценах это больше, чем было затрачено в свое время на американский проект по созданию атомной бомбы). Одно лишь обеспечение шифрования данных обойдется в $5 млрд. Сотни тысяч новых радиотерминалов, которые и будут принимать сигнал со спутника, встанут еще в $25 млрд. На запуск спутников будет потрачена и вовсе рекордная сумма - около $120 млрд. В сумме в течение следующего десятилетия на оборудование и программное обеспечение war net в течение следующих десяти лет может уйти свыше $200 млрд.
Вокруг программы уже собралась тесная группа желающих ее реализовать. Причем среди традиционных подрядчиков армии США можно заметить новые имена - компании из ИТ-сектора. Еще 28 сентября будущие строители war net сформировали альянс, в котором совместными усилиями попытаются объединить оружие, развединформацию и системы связи в единую сеть. В консорциум вошли такие гиганты, как Boeing, Cisco Systems, Factiva (СП Dow Jones и Reuters), General Dynamics, Hewlett-Packard, Honeywell, IBM, Lockheed Martin, Microsoft, Northrop Grumman, Oracle, Raytheon и Sun Microsystems.
По словам Арта Церебовского, одного из чиновников Пентагона, "то, о чем мы сегодня говорим, является новой теорией войны". "Возможно, движущей силой в наших войсках станут не системы вооружений, а именно связи между ними", - добавляет министр обороны США Дональд Рамсфелд. Роберт Стивес, исполнительный директор компании Lockheed Martin, крупнейшего американского военного подрядчика, сказал, что он представляет себе всю систему как "защищенный интернет, в котором информация о военных и разведывательных действиях объединена в единое целое", и что эта система определит исход битв XXI века так же, как ядерное оружие предопределило исход холодной войны.
Надо сказать, что Пентагон уже пытался построить что-то подобное GIG уже дважды. Но все неудачно. Так, система Worldwide Military Command and Control System, запущенная в 60-х, часто "висла". А пришедшая ей на смену Milstar, законченная в 2003 году после двух десятилетий работы, по словам чиновников, устарела на этапе запуска в эксплуатацию.
Как водится, основным тормозом в строительстве war net могут стать бюрократические привычки американских военных. В течение десятилетий Армия, ВМС, ВВС и морская пехота США заказывали разное оружие, использовали в противоборстве разные типы радиостанций и радиочастот. Так что перестроиться им будет не так уж просто...
Разделы: