Перспективы кибермаркетинга

Оценивая ушедший 2004 год, мы можем констатировать стабильные темпы роста Рунета. Последние статистические исследования показывают, что происходит успешное формирование и усиление позиций бизнес-инфраструктуры. Вхождение Рунета в данный этап развития, по нашим прогнозам, повлечет за собой не только количественные, но и качественные изменения в сети. Все больший приоритет приобретает использование Сети не только в качестве источника информации и рекламной площадки, но и как действенный способ бизнес-коммуникаций. Однако потребность полноценного использования интерактивных возможностей Сети в качестве нового маркетингового инструмента неизменно сталкивается с рядом проблем, в первую очередь связанных с неэффективностью традиционных подходов к продвижению компаний на новом рынке. Чем это обусловлено?

Во-первых тем, что масштабы и особенности среды Интернет позволяют и требуют автоматизации ряда ключевых действий со стороны менеджеров веб-проектов компаний. Отсутствие подобного рода автоматизации неизбежно приводит к неупорядоченности процессов и, как неизбежное следствие, отсутствию четкой причинно-следственной связи в управлении проектом.

Во-вторых, спецификой информационных потоков. В Интернете ключевую роль посредника между продавцом и покупателем все активнее выполняют не традиционные СМИ и реклама, а поисковые системы и каталоги, вокруг которых, в свою очередь, формируется поле поисковой и контекстной рекламы. Именно эти два направления: поисковая и контекстная реклама на сегодняшний день, на наш взгляд, пользуются наибольшим доверием со стороны людей, ищущих в Сети информацию, товары и услуги.

Те же самые причины, которые обуславливают проблематичность стандартных процессов маркетинга в онлайне, имеют и положительную сторону. К безусловным достоинствам ведения онлайн-бизнеса можно отнести поразительную по сравнению с оффлайном интерактивность пользователя, возможность четко отследить статистику, как следствие, проанализировать результативность маркетинговой кампании, высочайшую масштабируемость и скорость реализации рекламных проектов и много другое, за что маркетологи так любят Интернет.

Падение роли традиционной медийной рекламы привело к всплеску в развитии такого направления Интернет-маркетинга, как поисковая оптимизация (SEO). Вопросы оптимизации и раскрутки сегодня у всех на устах, их обсуждают на форумах, заинтересованные люди встречаются как в онлайне так и в оффлайне, в СМИ постоянно появляются материалы на эту тематику, а в Сети резко повышается количество коммерческих предложений данного направления. Тем не менее, несмотря на то, что данный вопрос находится на подъеме, по большому счету, о становлении цивилизованного рынка и, как следствие, о профессионализме в данной области говорить еще рано. Только единичные компании и агентства Рунета имеют на сегодня достаточный опыт, обладают достаточными ресурсами, человеческими и производственными, чтобы на высоком уровне заниматься поддержкой и продвижением сайтов. Не последним, на наш взгляд, является и тот фактор, что лишь некоторые компании доросли до создания собственного программного обеспечения, решающего задачи кибермаркетинга. Я не хочу ни в коей мере приуменьшать профессионализм других компаний, не обладающих собственным программным обеспечением, однако, такая позиция накладывает целый ряд весьма значительных ограничений как на сегодняшнюю работу, так и на перспективы завтрашнего дня. Тяжело переоценить преимущество, которое дает наличие собственных программных продуктов, интегрированных в единый пакет, обеспечивающий, поддерживающий и существенно облегчающий все основные направления работы современного оптимизатора. Это обеспечивает комплексный подход к проблеме и значительно дополняет практический опыт по продвижению в Сети коммерческих и информационных сайтов крупных российских компаний. Сегодня, когда даже самостоятельная регистрация сайта и, тем более, мониторинг всех изменений алгоритмов поисковых машин становится нетривиальной задачей для опытного веб-мастера, полный комплекс работ, проводимых для продвижения сайтов в Сети, требует максимальной автоматизации.

Продолжающееся динамическое развитие Рунета ставит перед компаниями, работающими в сфере кибермаркетинга, новые вызовы и задачи. Вот как определила для себя возможные пути развития наша компания. Во-первых, это движение к созданию среды, не только сводящей воедино вопросы планирования непосредственно продвижения, анализа и мониторинга ресурса, но и сведение всех вышеперечисленных этапов работы над ресурсом под единый интерфейс с сохранением возможности работать над проектом на всех стадиях жизни Интернет-ресурса, сохранение единообразия применяемых критериев оценки во время проведения всех работ и т.д.

Во-вторых, это ориентация не только на веб-мастеров или веб-администраторов, но и фокус на менеджеров, что является практически эксклюзивным для комплексов данного направления. Оценивая сложившееся положение, нельзя не отметить, что сегодня в Рунете сложилась ситуация, при которой анализ и, соответсвенно, принятие решений по развитию ресурса базируются исключительно на данных предоставляемых в лучших случаях веб-администратором сайта, зачастую являющимся аутсорсным партнером компании. Эта ситуация вызвана в значительной степени не столько сложностью программного обеспечения для анализа и статистики, сколько традиционной ориентированностью его в первую очередь на веб-администратора, но ни в коем случае не на менеджера. Таким образом, складывается парадоксальная ситуация, когда планы о дальнейшем развитии и, что самое главное, мониторинг существующей ситуации производится, а самое главное – интерпретируется людьми занимающимися непосредственно продвижением сайта, т.е. априори имеющие собственный интерес как в получении, так и в толковании данных результатов. Безусловно с точки зрения менеджмента такая ситуация недопустима. Давайте оставим в прошлом ситуацию, когда руководитель вынужден принимать на веру не только оценку нынешнего состояния ресурса, но и перспективы его развития. Наша задача так модифицировать наш продукт, чтобы менеджер мог стать полноправным участником процесса принятия решений по развитию ресурса, а не сторонним наблюдателем, кем он, по сути, в большинстве случаев является сегодня.

Разделы: 

Дополнительные разделы: 

gclub gclub